Трудовая терапия — важная часть реабилитации людей с ментальными особенностями. Почти в каждом психоневрологическом интернате Москвы есть специально оборудованные мастерские. В них подопечные пробуют себя в разных видах деятельности. Это помогает не только интересно провести свободное время, но и найти дело по душе, которым в дальнейшем можно заниматься на профессиональном уровне. Рассказываем, как живет мастерская в одном из учреждений, Психоневрологическом интернате № 13.
Особой популярностью у подопечных учреждения пользуются всевозможные мастерские. В них ребята занимаются с куратором, который делится с ними опытом, учит обращаться с материалом, показывает, как освоить разные техники. Каждому ученику поручается работа, которая нравится и которую он в состоянии выполнить.
«В нашем учреждении организованы лечебно-трудовые мастерские и кружки прикладного творчества. С их помощью мы создаем благоприятную социально-терапевтическую среду. Для каждого проживающего индивидуально подбираем интересный и потенциально успешный для него вид деятельности. Это позволяет повысить самооценку и развить личностные возможности человека», — рассказывает Дмитрий Хромов, директор Психоневрологического интерната № 13.
По его словам, ежедневные занятия помогают сформировать трудовые навыки, развить профессионализм. Более того, ребята участвуют в разных городских и областных конкурсах.
«Многие ребята стали лауреатами Московского фестиваля творчества людей с особенностями психического развития „Нить Ариадны“ в номинации „декоративно-прикладное искусство“ и ПараАртиады города Москвы и Московской области и многих других выставках и конкурсах», — поделился Дмитрий Хромов.
Каждому — по возможностям
На листе фанеры лежит трафарет большой лягушки, рядом стоят уже готовые изделия. В мастерской готовят декорации к спектаклю «Буратино». Звенят ручные пилы, шуршит наждачная бумага, слегка постукивает молоток, разговоров не слышно — мастера увлеченно работают.
В трудовой мастерской интерната ежедневно трудится около 10 человек, каждому находится занятие по возможностям. Кто-то уже самостоятельно работает с инструментом, кто-то собирает изделие, а кто-то изготавливает детали. Весь трудовой процесс поставлен таким образом, чтобы мастера могли работать и индивидуально, и коллективно.
«Если работа масштабная, мы подключаемся к ней вместе. Распределяем, кто какие детали будет делать, обсуждаем последовательность действий. Таким образом наши мастера учатся уважать чужой труд и внимательно относиться к своему участку работы. Но если изделие самостоятельное и небольшое — мастер работает над ним в одиночку и привыкает нести ответственность за свой труд», — рассказывает Александр Викторов, специалист по реабилитационной работе Психоневрологического интерната № 13.
Работая над изделием, молодые люди становятся более внимательными, последовательными и аккуратными. У них появляется образное и пространственное мышление, развивается воображение. А еще ребята находят свое любимое дело.
«Если держать прибор как карандаш, то хорошо получаются прямые линии, а если перпендикулярно к рабочей поверхности — кривые и точки. В этом деле много секретов, которые помогают мне выжигать красивые картины, это стало моим самым любимым делом!» — говорит Алексей Майбарада, проживающий Психоневрологического интерната № 13.
Важно видеть результат!
Денис скрупулезно шлифует лягушачью голову, добиваясь идеальной гладкости, после этого в соседней мастерской ее предстоит покрасить, и только потом она станет настоящим театральным реквизитом.
«Когда я впервые сюда попал, ничего не умел делать, и мне Александр Андреевич показывал, как работать с инструментом и материалом. Раньше я видел только доску, а теперь смотрю и представляю, что из нее можно сотворить. Работа здесь приносит мне огромное удовольствие!» — делится Денис, проживающий Психоневрологического интерната № 13.
Работы молодых людей можно увидеть по всей территории интерната. Аккуратно расставлены разнообразные декоративные флюгеры, скворечники и ландшафтные скульптуры. Делают мастера и более мелкие работы — подставки для телефона и книг, карандашницы и различные декоративные предметы. Ими украшены коридоры, кабинеты и комнаты учреждения. Изделия обязательно должны быть на виду и приносить пользу. Тогда авторы чувствуют, что их работа нужна.
«Увидев однажды объемные пазлы для детей, я решил попробовать сделать в этой технике более крупные и крепкие пазлы для наших ребят из отделения милосердия. Принес идею в мастерскую, мастера меня поддержали. Им самим было очень интересно работать в новой технике, и целым делом стало потом собрать всю конструкцию», — рассказывает Александр Викторов, специалист по реабилитационной работе Психоневрологического интерната № 13.
У мастерской всегда много заказов. После изготовления декорации на очереди подставка для цветов в библиотеку, вешалки в танцевальный класс и новые кормушки для птиц, которые понадобятся уже в конце осени.
Мастерские славятся своей работой далеко за пределами интерната. В подарок для Дома культуры в поселке Лужники молодые люди сделали большой стеллаж, а для Дома ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной — 60 авторских ящиков для цветов! С большим удовольствием мастера делятся своими работами с другими учреждениями системы соцзащиты. Среди них, например, скворечники и разнообразные кормушки для птиц, расписанные вручную — ни одной одинаковой работы.
Польза
При нарушении интеллектуального развития у человека может быть снижена работоспособность. Ему сложнее переключаться с одного процесса на другой, сконцентрировать внимание на чем-то одном. Выполнять простые действия для такого человека — целая задача.
Занятия в трудовых мастерских отвлекают от тревожных и навязчивых мыслей, развивают интеллектуальные качества и волевую сферу, помогают более осмысленной деятельности и приносят ребятам эмоциональное удовлетворение от результатов своего труда.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города МосквыФотографии из архива отдела информационных технологий ГБУ Социальный дом "Ступино"